Делать ли уроки вместе с ребенком?

Угроза «получения второго начального/среднего образования» вместе со своим чадом маячит перед всеми родителями без исключения. Как пел главный герой Драгунского: «Папа решает, а Вася сдает». Так вот, чтобы не превратиться в васиного папу, нужно решить для самих себя, в какой роли вы хотите выступать в ситуации с домашней работой. Исполнитель? Помощник? Контролер? Иное?..

При этом полезно будет знать, к чему может привести тотальная родительская помощь с уроками. Помимо этих вопросов, в нашей статье мы подробно рассмотрим цель домашних заданий, синдром боязни ошибки и другие не менее интересные вопросы.

Зачем задают домашние задания

Три главных действующих лица школьного обучения – педагог, ученик и родитель. Педагог учит, задает домашку и проверяет ее выполнение. Ребенок впитывает знания и делает уроки. В зоне ответственности родителя лежит подготовка домашнего задания. Заметьте, ответственности, а не контроля, т.е. оно в принципе должно быть выполнено.

Многие родители так буквально это понимают, что просиживают над уроками ребенка до поздней ночи, нарушая тем самым главные цели домашнего задания – самостоятельную проработку ребенком пройденного материала и его закрепление в памяти. Педагог проверяет домашку и сразу видит пробелы в знаниях – ага, значит вот это и это нужно еще раз объяснить. Непосредственное участие родителей полностью нивелирует этот момент. Кстати, в разном возрасте ученики и домашку готовят по-разному, особенно это касается выпускных экзаменов. Поговорим об этом поподробнее.

Правила выполнения домашней работы

Разложили по полочкам правила выполнения домашних заданий для каждого из уровней.

Начальная школа

Нет, началка не призвана муштровать и вбивать знания в бывших детсадовцев. Она должна научить ребенка учиться и, по возможности, получать от этого удовольствие. Задача родителей – доходчиво объяснить малышу цели домашки и научить ее грамотно и быстро делать, следуя основным принципам.

  • Не учиться сразу по приходу из школы.
  • Не сидеть над уроками допоздна, нарушая режим дня. Не успел – значит, не успел.
  • Выполнять задания по мере актуальности: сначала – на завтра, потом – на послезавтра и т.д.
  • Делать домашку на понедельник в субботу или пятницу, чтобы у ребенка был один, а то и два абсолютных выходных.
  • Доверить выполнение домашней работы самому ребенку, но помогать ему в процессе и проверять готовые задания. Причем помощь заключается не в решении примеров, а в подсказке, где взять нужную информацию, или в разборе неясных моментов.

Постепенно к концу начальной школы ребенок обучается полностью самостоятельному и по возможности быстрому выполнению домашки. Проверять ее или нет, родители решают сами.

Среднее звено

Появление в пятом классе новых предметов может потребовать повторного участия родителей в выполнении домашки, но опять же – лишь с целью правильной ее организации и помощи ребенку в освоении всего объема информации.

Мама не должна вытягивать из него суть проблемы. Ученик должен сам сформулировать вопрос, чтобы потом разобрать его с наиболее компетентным человеком – учителем.

Старшее звено

Проработка всех неясностей с педагогом – очень важный момент при подготовке к олимпиадам и выпускным экзаменам у старшеклассников. Если на дом задали прорешать пробные варианты контрольной, ОГЭ или ЕГЭ, ученик должен самостоятельно разобрать материал и все понять, чтобы очная проверка не застала его врасплох.

Спорные моменты лучше обсуждать с учителем, поскольку именно он знает все нюансы успешной сдачи проверочной работы. А подсматривать ответы и просить родителей помочь выполнить задания – это заранее топить себя на экзамене, где списать не получится.

Когда без помощи родителей не обойтись

Главное условие – это озвученная просьба самого ребенка или запрос учителя. Да, есть ситуации, требующие непосредственного включения родителей в процесс обучения:
  • ученик часто пропускал занятия по болезни;
  • учитель задал самостоятельное изучение нового материала, а ребенок пока что не умеет правильно и эффективно познавать новое;
  • у ребенка наблюдаются очевидные сложности с какой-то конкретной дисциплиной на фоне отличной успеваемости по остальным предметам;
  • нет возможности обсудить с учителем неясные вопросы.
В этих случаях родитель на время примеряет на себя роль учителя, чтобы у малыша не развился стресс.
Детективный квест - поиск подарка
Почувствуйте себя детективом, чтобы отыскать подарки

Ошибка – это не конец света

Ученика вызвали к доске, а он молчит. Малыш так боится ошибиться, что не может издать ни единого звука. Такие ребята начинают говорить лишь в случае абсолютной уверенности в правильности своего ответа. Вы удивитесь, но чаще всего это бывает результатом совместного выполнения домашки с родителями класса до 5-6.

Взрослые формируют убеждение, что нужно полностью концентрироваться на предмете и не допускать ни единой ошибки. Так дети превращаются в перфекционистов, от чего потом сильно страдают.

Ошибаются все: дети, родители, даже учителя и директор! И эту мысль нужно донести до ребенка как можно раньше, причем это касается не только уроков. Везде соломку не подстелешь. Да, выполнять работу нужно максимально качественно. Но при допущении ошибки важно не впадать в панику, а взять себя в руки, быстро ее устранить, оценить масштаб разрушений, которые возникли по ее вине, убрать их и сделать соответствующие выводы. И все! Никакого самокопания и самообвинения – лишь разрешение себе допустить ошибку и принятие полной ответственности за нее и ее последствия. Это умение является частью успешности, и задача родителей – позволить ребенку пройти все эти этапы без психологических травм и стрессов.

А если ребенок не хочет сам делать домашку?

Самое первое, что должны сделать родители – это понять, что не хотеть делать домашку – это нормально. Люди по природе не являются мазохистами. Ребенок может сесть за стол, взять ручку и полчаса просто смотреть в стену перед собой. Добро пожаловать в дивный мир Прокрастинации! На этом этапе пора познакомить ребенка с суровыми реалиями, в которых иногда нужно делать то, что не хочется. Мама хочет после ужина погрызть семечки и посмотреть сериал, а не мыть посуду. Папа после работы хочет валяться на диване, а не гулять с сыном.

Разговор про школу

Из зоны комфорта ребенка выводим плавно и по возможности без стрессов, приказов и обоюдных истерик. Здесь крайне важны честность и разговоры по душам. Да, школа – это не всегда праздник. Да, там иногда тяжело, скучно, запутанно, но это часть жизни. Поэтому учимся ее принимать как данность и видеть в ней не только сиюминутную обязаловку, но еще и перспективы, которые она открывает.

Школа – как маленькая жизнь. Нужно общаться, работать, искать выходы из проблем, а еще отдыхать, веселиться, играть и общаться с друзьями, влюбляться и развиваться. В ней полно и негатива, и позитива, но она учить жить:
  • применять теорию на практике;
  • находить интересное даже в самом скучном процессе;
  • организовывать себя для достижения максимальной эффективности;
  • оттачивать навыки общения и убеждения;
  • тренировать логику;
  • выстраивать общение с другими.

Про это и нужно рассказать ребенку.

Несколько советов родителям

  • Включите домашнюю работу в режим дня. Каждый день в одно и то же время (например, с 17 до 19 ч) ребенок делает уроки. Не успел – просыпайся раньше и доделывай или иди с невыполненными уроками. Выбор должен сделать сам ребенок.
  • Обговорите правила работы над домашкой. К примеру, пока родители на работе, ребенок сам делает литературу, ИЗО и другие простые предметы. Вечером родители будут готовы лично проверить русский и математику, дать совет или обсудить неясности. Переход к полной самостоятельности должен происходить постепенно.
  • Не сидите рядом с ребенком и не выполняйте за него домашку. Учите его думать, вникать в суть проблемы, рассуждать и не отвлекать вас по пустякам. Он должен получать удовольствие от того, что «победил» очередной урок сам.
  • Хвалите ребенка за каждый самостоятельно сделанный урок. Но поощрение и поддержка должны быть естественными, а не наигранными – дети очень хорошо чуют неискренность.
  • Постепенно ослабляйте контроль вплоть до полного отказа от проверки домашней работы, но приготовьтесь к кратковременному снижению оценок. Если ребенок просит о помощи, никогда не отказывайте.
  • Находитесь в тесном контакте с педагогами. Сообщайте о степени вашего участия в подготовке домашней работы, прислушивайтесь к их советам и возможным просьбам возобновить контроль и не обвиняйте их в объеме изучаемого материала и количестве заданий – не они такие, программа такая. Не осуждайте действия учителей в присутствии учеников. Если что-то не устраивает – обсудите это лично с педагогом.
  • Устали – делегируйте домашку другому. Если вы с малышом проводите за домашними заданиями бесконечные часы, а результата при этом никакого, возможно, у вас просто нет педагогического дара. А вот у бабушки – есть. Перепоручите помощь с уроками ей: этим вы разгрузите и себя, и ребенка, причем как физически, так и морально.
  • Обратитесь к репетитору. Возможно, у ребенка возникли сложности с каким-то определенным предметом, а у вас и учителя нет возможности подтягивать малыша во внеурочное время. Здесь поможет квалифицированный репетитор, которого может посоветовать сам учитель. Причем малышу нужно объяснить, что он не дурачок и что репетитор просто научит его самостоятельно выполнять домашку, и все.
  • При обучении самостоятельности откажитесь от сравнения с другими ребятами. Все дети разные. Одни пускаются в свободное плавание в 16 лет и прекрасно себя чувствуют. Другим нужна поддержка гораздо более длительное время. Так и при подготовке домашней работы, одни все ловят на лету и вообще не тревожат родителей, а другие подбегают с вопросами каждую минуту.
Квест про пиратские сокровища
Отправляйтесь в на остров, чтобы отыскать золото пиратов

Не вместо, а вместе!

В заключении поговорим о том, какой позиции нужно придерживаться родителю в отношении домашних заданий.

Существует три основных линии поведения:
  1. контроль;
  2. спасение;
  3. поддержка.
Авторитарные родители выбирают контролирующий тип поведения, превращаясь в надзирателей и карателей. Ни о каком взаимном доверии и развитии самостоятельности ребенка здесь не может идти и речи. Родитель отождествляется с учителем, его непосредственная роль отходит на второй план. Недовольство учителя в сознании ученика связано с ошибками, а недовольство родителя-учителя развивает уверенность в том, что ребенок им не нужен и что он – плохой.

Спасатели страхуют малыша от любых ошибок, полностью нивелируя его самостоятельность. Он же не справится, он еще такой маленький, куда ему… В результате ребенок незаслуженно получает хорошие оценки, у него крепнет махровый инфантилизм и зависимость от окружающих, а знания так и не закрепляются. В будущем такому малышу будет очень сложно признавать собственную вину, и он будет стремиться переложить ответственность на кого угодно, оправдываясь самыми немыслимыми способами.

Родители, оказывающие ребенку поддержку и сочувствие именно в тот момент, когда это необходимо, не мучают его гиперопекой и не делают за него задания. Они просто рядом в нужное время: объясняют непонятное, жалеют, если устал, хвалят за самостоятельные достижения. И это – самая эффективная линия поведения, воспитывающая самодостаточную и всесторонне развитую личность ребенка.

Квесты для развлечений

Не забывайте про развлечения. После хорошо проделанной работы - самое время отдохнуть и провести его, играя в логические игры, например, квесты.
Получайте рассылку 2-3 раза в месяц
Рассказываем о новых квестах, отправляем оригинальные домашние игры и интересные статьи для развития детей.
Нажимая кнопку, я подтверждаю политику конфиденциальности