Головоломки со спичками

09 ИЮЛЯ 2023 г.
Кто сказал, что спички детям не игрушка? Очень даже! Причем не только игрушка, но еще и отличный дидактический материал, позволяющий закрепить знания по арифметике и геометрии, развить творческие способности и научить нестандартно мыслить – стоит лишь подобрать соответствующие задачки, в которых требуется переместить или изменить количество спичек для получения новой фигуры или правильного ответа. Если вы не хотите рисковать, вместо спичек можно взять разноцветные счетные палочки.

Как правильно решать головоломку

  • Взгляните на условие загадки с разных сторон. Не всегда очевидное и первое пришедшее на ум решение является правильным. Часто подсказка кроется в самом вопросе, который составлен с подвохом. Поэтому следует внимательно вникать в каждое слово формулировки и не зацикливаться на стандартных ответах.
  • Смело выходите за рамки шаблонного мышления, где все фигуры должны быть одинакового размера и находиться друг рядом с другом. Позвольте своему разуму размещать их произвольным образом, внутри друг друга, уменьшать или увеличивать их размер и трансформировать цифры в слова (к примеру, «как из трех фигур сделать сто» не означает, что нужно сделать сто фигур – требуется просто составить слово «сто»).
  • Скрупулезно, шаг за шагом проверяйте каждую возможность. Если ответ не пришел на ум сразу, прорабатывайте каждый вариант, перемещайте последовательно каждую спичку и визуализируйте возможные решения в уме.
  • Включите воображение и креативность! Например, в наиболее сложных задачках может потребоваться поломать спичку на несколько частей – только так получишь верный ответ. Кладите спички крест-накрест, размещайте по диагонали – рассматривайте все возможности!
  • Запомните: спешка хороша исключительно при ловле блох! Не торопитесь и не гонитесь за количеством решенных головоломок, чтобы доказать свое мастерство. Здесь нужно войти в состояние эдакого дзена и поймать волну правильных действий. Тогда верные решения станут приходить в голову сами собой. Порой взгляд замыливается, тогда нужно сделать паузу и вернуться к задачке после небольшого отдыха.
  • Ну если уж головоломка совсем не поддается, и вы видите, что ребенок начинает нервничать и злиться, тогда лучше воспользоваться готовым ответом. При этом обязательно обсудите с малышом все его особенности и проанализируйте метод решения, чтобы в будущем он мог их применить.
  • Смело спрашивайте советов других домочадцев и просите их помочь, устраивайте баттлы на скорость и самый оригинальный способ решения

Мы отыскали разнообразные спичечные головоломки и разделили их для удобства читателей на несколько тематических групп. Все задачки предлагаются с ответами. Выбирайте, тренируйте смекалку и воображение и развлекайтесь со своими непоседами с пользой!

Арифметические загадки

С арабскими цифрами

Задачки достаточно простые, с ними легко справятся малыши 1-2 классов.
Куда нужно поставить еще одну спичку в равенстве «4+4=9», чтобы оно превратилось в верное?
Решение: превратите цифру 9 в 8, добавив одну палочку, – и получите «4+4=8».
Переложите всего одну спичку и измените равенство «5+2=4» так, чтобы оно стало верным.
Решение: уберите вертикальную палочку в плюсе, превратив его в минус, и добавьте ее к цифре 5, сделав из нее 6, – и получится правильный ответ «6-2=4».
Переместите спичку внутри равенства «7-1=8», чтобы оно превратилось в верное.
Решение: уберите среднюю палочку из цифры 8, превратив ее в ноль, и поместите ее сверху цифры 1, сделав из нее 7, – получится «7-7=0».
Переложите всего одну спичку и измените равенство «3-9=3» так, чтобы оно стало верным.
Решение: переместите среднюю палочку из цифры 9 вбок, превратив ее в ноль, – тогда выйдет искомое «3-0=3».
Переместите спичку внутри равенства «7-5=7», чтобы оно превратилось в верное.
Решение: уберите верхнюю спичку из цифры 7, сделав из нее единицу, и добавьте ее к цифре 5, превратив ее в 6, – получится нужное равенство «7-6=1».

С римскими цифрами

Загадки подходят для ребят постарше, которые уже познакомились с римским счетом. Они помогут закрепить знания и отточить навыки работы с этими необычными цифрами.
Можно ли из трех спичек (III) сделать четыре и не сломать при этом ни одну из них?
Решение: в результате нужно получить не четыре СПИЧКИ, а римскую цифру 4, т.е. IV – так что просто соедините вторую и третью палочки внизу и превратите их в галочку (римскую цифру V).
Переложите всего одну спичку и измените равенство «Х+Х=I» так, чтобы оно стало верным.
Решение: уберите вертикальную палочку в плюсе и сделайте из него минус, а эту спичку поместите справа от первого крестика (цифры 10), превратив его в римскую 9, – в результате получится верный ответ «XI-X=I».
Переместите спичку внутри равенства «XII+IX=II», чтобы оно превратилось в верное.
Решение: превратите плюс в минус, удалив вертикальную спичку в знаке, и переместите ее в самый конец, сделав из римской цифры 2 тройку, – получите правильное равенство «XII-IX=III».
Переложите всего одну спичку и измените равенство «X=VIII-III» так, чтобы оно стало верным.
Решение: достаточно сделать из минуса плюс, позаимствовав одну спичку в римской тройке и превратив ее в двойку, как получите искомое «X=VIII+II».
Переместите спичку внутри равенства «I+II+III=IV», чтобы оно превратилось в верное.
Решение: пусть вас не пугает обилие слагаемых – эта головоломка очень легкая. Просто сделайте из римской четверки шестерку, поставив спичку справа от галочки (раньше она стояла слева). Правильный ответ найден – «I+II+III=VI».

Геометрические загадки

Интересные задачи надолго увлекут детей, которые хорошо знают основные фигуры.
Измените положение двух спичек таким образом, чтобы в результате получилось три треугольника.
Решение: угол, составленный двумя верхними палочками, просто направляем вниз, к вершине малого внутреннего треугольника. Теперь мы имеем два наложенных друг на друга треугольника и маленький посередине.
Дано: пять квадратов (пятый большой состоит из четырех одинаковых мелких). Требуется: увеличить количество квадратов на 2, переместив 2 спички.
Решение: берем две произвольные спички, образующие один из четырех углов большого внешнего квадрата, и кладем их крест-накрест внутрь любого из оставшихся трех мелких квадратов. Получили три одинаковых побольше (какие и были изначально) и четыре совсем крошечных.

Творческие логические головоломки

Загадки подходят абсолютно всем и отлично развивают абстрактное мышление.
Жил-был крестьянин, и была у него свинья. Только она от него все время отворачивалась. Помогите ему сделать так, чтобы животное смотрело в другую сторону, переложив 2 спички.
Решение: все сразу же пытаются развернуть ее туловище – это очевидное, но неправильное действие. Поворачивать нужно только голову (как раз 2 спички). Теперь голова находится на фоне туловища и смотрит вправо, а не влево.
Плавала себе рыбка в речке, никого не трогала и вдруг увидела щуку! Помогите ей поскорее развернуться и уплыть в противоположную сторону, переместив 3 спички!
Решение: нижнюю часть хвоста и нижнюю левую часть туловища просто сдвигаем на один ряд вверх, а самую нижнюю палочку перемещаем в самый верх и ставим аналогично. Вуаля! Рыбка спасена.
Жила-была елочка, но как-то раз под Новый Год она загадала желание превратиться в рыбку! Давайте поработаем за Деда Мороза и выполним ее мечту, переместив всего 2 спички.
Решение: поднимаем внешние концы двух спичек в основании большого треугольника вверх по диагонали, превратив фигуру в тело рыбки с плавниками.

Вам понравятся наши квесты

Получайте рассылку 1-2 раза в месяц
Рассказываем о новых квестах, отправляем оригинальные домашние игры и интересные статьи для развития детей.
Нажимая кнопку, я подтверждаю условия договора-оферты и политику конфиденциальности