Графический диктант для детей

21 НОЯБРЯ 2022 г.
В каждом ребенке живет маленький разведчик и шпион! С каким удовольствием он разгадывает шифровки и ребусы, не описать словами. Лежит перед ним ничем не привлекательная табличка из цифр и стрелочек, но стоит начать двигаться по указаниям, как на чистом листке бумаги появляется настоящая картинка!
Некоторым детям в самом начале подобные упражнения даются непросто. Но стоит устроить диктант пару раз в неделю, как малыш все четче и быстрее начинает чертить правильные изображения, переставая путаться в цифрах и направлениях.

Под серьезным названием «графический диктант» кроется замечательное развлечение, способное на долгое время занять непоседу в возрасте от 4 лет и до бесконечности. Да-да, поверьте, это настолько увлекает, что и многие взрослые с радостью выполняют эти задания самостоятельно. А зачастую и сами дети составляют интересные задания и диктуют их взрослым.

Смысл упражнения

Диктант по сути является рисованием схемы какого-либо предмета по клеточкам, не отрывая карандаша от бумаги и четко следуя инструкциям. Все указания прописываются в задании на листке (визуальное восприятие) или произносятся вслух взрослым человеком (аудиальное восприятие). Можно выбрать для изображения совершенно разнообразные предметы.

Ребенок берет обычный карандаш (так будет легче исправлять ошибки) и лист бумаги в клеточку, где стоит одна-единственная точка – начало движения. В задании пишется последовательность цифр и стоящих рядом стрелочек. Стрелки показывают, в каком направлении следует двигаться, а числа означают, на сколько клеток нужно переместить карандаш в заданном направлении. Читается последовательность по порядку слева направо и сверху вниз – как мы обычно читаем книгу, переходя с одной строки на другую. Если внимательно и точно выполнять все действия и проводить линии на нужное количество клеток в указанном направлении, то в результате получится картинка!
В чем заключается непосредственная польза графического диктанта:

  1. Тренировка мелкой моторики для подготовки руки малыша к письму.
  2. Тренировка умений слушать взрослого, слышать его, а также концентрироваться на задании, что облегчит школьное общение ребенка и учителя.
  3. Лаконичные схемы предметов развивают абстрактное мышление ребенка, а последовательное движение в разных направлениях – его пространственное мышление.
  4. Развитие восприятия информации посредством слуха и зрения в тесной взаимосвязи с визуальной составляющей картинки.
  5. Обучение понятиям сторон и возможных направлений движения (горизонталь, вертикаль, диагональ).
  6. Расширение кругозора.
  7. Знакомство с тетрадью и обучение навыкам в ней ориентироваться.
  8. Обогащение запаса слов.
  9. Знакомство с разными методами и вариациями рисования картинок, в частности, схемами.
  10. Тренировка внимательности к мельчайшим деталям, а также усидчивости и воображения.

Подготовка к графическому диктанту

Приготовьте клетчатую тетрадь или отдельные листы, письменные принадлежности и ластик – исправлять неточности и ошибки. Повторите все направления: где голова – там верх, где ноги – там низ. Вспомните, что правой рукой он пользуется чаще всего, ест и пишет ею, а другая рука – левая (левшам следует рассказать особенности «рабочих рук» у разных людей). Далее объясните стороны на примере листа тетради, где какой край.
Покажите, что когда вы говорите «вправо», то вести линию нужно вооооот сюда, и так про все направления. Кстати, ребенку будет интересно узнать, что верхний край тетради называется так потому, что раньше поверхность всех школьных парт располагалась под углом, и верхний край тетради действительно лежал сверху.

Также повторите диагонали, которые при звуковом варианте диктанта называют, например, «вправо и вверх». Наглядно рассмотрите с малышом, как считать и двигаться по клеточкам.

В самом начале можно показать ребенку готовую простую схему и попросить самостоятельно ее перерисовать, имея образец перед глазами. Далее предложите нарисовать по инструкции простейшую фигуру, к примеру, квадрат:
Квадрат для графического диктанта
Обязательно похвалите ребенка! Если вы видите, что возникли некоторые затруднения, выполните первое задание вместе, чтобы малыш понял принципы графического диктанта.

Важные моменты

С самой первой минуты занятия все задания следует выполнять в доброй и позитивной атмосфере. Это мы, взрослые, понимаем, как важен и полезен графический диктант, а для ребенка он, прежде всего, развлечение! Каждое успешно нарисованное изображение – целое открытие.
После выполнения диктанта предложите малышу раскрасить картинку, а во время этого поговорите с ним об особенностях предмета, который получился на листке – это расширит его кругозор и словарный запас.
Старайтесь выдерживать временные рамки выполнения задания: 10-15 мин для ребенка 4-5 лет, 15-20 мин для детей 5-6 лет и 20-25 мин для ребят 6-7 лет. Для тех, кто постарше, – на ваше усмотрение и желание ребенка. Кстати, может получиться так, что дошкольник так увлечется рисованием, что засидится и на час – не останавливайте его, значит, ему это необходимо в данный момент.

После того как вы выполните задание, обсудите с ребенком то, что существуют материальные вещи (те, к которым можно прикоснуться), а есть их различные изображения в виде рисунков, фотокарточек или схем. То, что получилось в результате графического диктанта, является схемой предмета.

Будет нелишним сопроводить диктант шутками и прибаутками, скороговорками и различными загадками, а также повторить упражнения гимнастики с пальчиками. Это настроит его на позитивный лад, особенно когда что-то не выходит с первого раза, а также станет хорошей тренировкой мелкой моторики рук и правильного и четкого произношения.

Задания для графического диктанта

Все изображения должны предлагаться от самых простых к более сложным. Для любого взрослого не составит особого труда придумать простые задания (домик, дерево, елочка). Мы предлагаем вам схемы более сложных изображений, которые удивят ваших непосед.

Яблоко

2 2 2 1 1 5 1 1 3
2 3 3 6 4 3 1 1 1
3 4 6 3 3 2 4 1 1
Яблоко

Рыбка

1 1 1 1 1 1 3 1 1 1
1 1 1 3 1 1 1 1 1 2
2 1 1 4 2 2 2 1 1 1
1 1 1 3 2 2 1 3 1 2
3 3 1 1 3 4 2 2 4 3
1 1 3 7 1
Рыбка

Филин

3 1 1 2 2 1 6 1 2
2 1 1 3 2 4 1 1 2
1 4 2 2 2 2 2 4 1
2 1 1 4 2 1 1 3
1 1 3 1 1
Филин

Зайка

2 1 2 4 1 1 4 1
1 3 2 3 1 1 1 1
1 1 1 2 10 1 1 3
1 2 3 1 1 1 3 1
1 3 2 2
Зайка

Слоник

4 2 1 1 2 1 5 1 3 3 3
5 3 3 3 1 1 4 2 4 2
1 1 3 1 1 1 3 3 1 2
2 1 4 2 1 1 3 1
Слоник

Мышка

1 ↗ 2 ↑ 2 ← 1 ↙ 2 ↓ 2 ↘ 3 → 3 ↑
3 ↗ 1 ↖ 1 ↙ 2 ← 2 ↖ 2 ↑ 2 ↗ 2 →
1 ↘ 1 ↗ 1 ↖ 2 ↑ 2 ↗ 2 → 2 ↘ 2 ↓
1 ↙ 4 ↘ 1 ↓ 1 ↙ 4 ← 3 ↘ 1 ↓ 1 ←
1 ↘ 1 ↓ 1 ↙ 7 ← 1 ↖
Мышка

Кошечка

2 → 2 ↗ 1 ↘ 4 ↓ 2 ↙ 5 → 1 ↘ 1 ↑
1 → 3 ↑ 1 → 2 ↑ 2 → 4 ↓ 1 ← 1 ↓
1 ← 1 ↓ 1 ← 6 ↓ 2 ← 1 ↗ 2 ↖ 4 ←
2 ↙ 1 ↓ 2 ← 1 ↗ 2 ↑ 1 ↖ 3 ↑ 2 ↖
4 ↑ 1 ↗ 2 ↘
Кошечка

Летучая мышка

3 ↘ 2 ↗ 2 ↘ 3 ↑ 2 ↗ 1 ← 2 ↘ 1 →
2 ↗ 1 ← 2 ↘ 3 ↓ 2 ↗ 2 ↘ 3 ↗ 5 ↓
2 ↙ 3 ↖ 2 ↙ 1 ↘ 2 ↓ 1 ↙ 1 ↘ 2 ↓
1 ↙ 2 ↖ 3 ← 2 ↙ 1 ↖ 2 ↑ 1 ↗ 1 ↖
2 ↑ 1 ↗ 2 ↖ 3 ↙ 2 ↖ 5 ↑
Летучая мышка

Медвежонок

4 → 1 ↘ 1 ↗ 1 → 1 ↘ 1 ↓ 1 ↙ 3 ↓
1 ↙ 3 → 1 ↘ 1 ↓ 1 ↙ 2 ← 4 ↓ 1 ↙
1 ↓ 1 ↙ 2 ← 1 ↖ 1 ↗ 1 ↑ 2 ← 1 ↓
1 ↘ 1 ↙ 2 ← 1 ↖ 1 ↑ 1 ↖ 4 ↑ 2 ←
1 ↖ 1 ↑ 1 ↗ 3 → 1 ↖ 3 ↑ 1 ↖ 1 ↑
1 ↗ 1 → 1 ↘ 1 ↗
Медвежонок

Собачка

4 → 1 ↘ 1 ↑ 1 ↗ 2 ↑ 2 ↘ 1 ↓ 1 ←
1 ↓ 1 ← 8 ↓ 2 ← 1 ↗ 2 ↖ 4 ← 2 ↙
1 ↓ 2 ← 1 ↗ 2 ↑ 1 ↖ 3 ↑ 3 ← 3 ↖
2 ↑ 3 → 2 ↗ 2 → 3 ↘ 1 ↓ 1 ↘ 2 ↓
1 ↙ 2 ← 1 ↖ 4 ↑
Собачка

Улитка

2 ↑ 2 → 3 ↓ 4 ← 5 ↑ 6 → 6 ↓ 2 ↙
4 ← 3 ↖ 5 ↑ 3 ↗ 6 → 3 ↘ 3 ↓ 1 ↗
3 ↑ 1 ↗ 1 ↑ 1 ↖ 1 ← 1 ↓ 1 → 1 ↘
2 → 1 ↑ 1 ↗ 1 → 1 ↓ 1 ← 1 ↙ 1 ↘
9 ↓ 10 ←
Улитка

Лисичка

5 ↘ 1 ↓ 1 ↗ 2 ↖ 3 ↑ 2 ↗ 2 → 1 ↗
2 ↓ 1 ↙ 1 ↓ 2 ↘ 2 ↓ 1 ↙ 1 ↓ 2 ↙
1 ← 1 ↖ 1 ↙ 4 ← 1 ↖ 1 ↙ 2 ← 1 ↗
3 ↑ 1 ↖ 3 ↑ 1 ↗ 2 ← 3 ↖ 1 ↑ 3 →
2 ↗ 2 ↑ 2 ↘ 1 → 2 ↑ 2 ↘ 4 ↓ 2 ↙
Лисичка
А в наших домашних квестах для детей мы используем графические диктанты в виде заданий. Ваши дети могут рисовать картинки по цифрам, разгадывать шифры и искать спрятанный подарок. Попробуйте развлечение, которое заинтересует любого ребенка.

Наши квесты

Получайте рассылку 1-2 раза в месяц
Рассказываем о новых квестах, отправляем оригинальные домашние игры и интересные статьи для развития детей.