Игры на бумаге

Давайте-ка вспомним, как развлекали родители детей (и себя заодно) во время долгих поездок в 80-90-е годы, когда под рукой еще не было мобильных телефонов! Под мерный стук колес поезда или гул турбин самолета из сумки доставалась заветная тетрадка и пара карандашей – и как минимум на ближайший час всем было обеспечено веселое и познавательное времяпрепровождение.

Напоминаем вам о самых популярных «бумажных» развлечениях и предлагаем познакомить малышей с этими забавами, отвлечь от гаджетов и научить детей играть друг с другом.
Квест на день рождения
Выберите квест для игры дома из коллекции 60+ готовых квестов

Крестики-нолики

На самом деле, эта игра легко адаптируется под любую поверхность: пальцами на прибрежном песке или запотевшем стекле, мелками на асфальте, палкой на земле и т.д. Раз-два – вертикальные линии, три-четыре – горизонтальные. Поле 3х3 готово, игроки на «цу-е-фа» разгадываются, кто ходит первым и начинающий выбирает фигуру (например, крестик).

Первый игрок рисует крестик в любой из 9 клеток (лайфхак – лучше ставить в центр, так больше шансов на победу) и далее игроки по очереди рисуют в пустых ячейках нолики и крестики.
Цели две:
  1. Не дать противнику нарисовать подряд 3 фигуры по диагонали, вертикали или горизонтали;
  2. Постараться сделать это самом.

Если под рукой есть листок бумаги в клетку, то игру можно усложнить, убрав фиксированное поле 3х3. Теперь нужно построить линию из 5 фигур подряд в любом направлении.

Морской бой

Два игрока рисуют на клетчатом листке два поля 10х10, сверху каждого пишут буквы от «а» до «к» (без «ё» и «й»), а слева – числа от 1 до 10.

Поле слева – свое, там расставляются корабли и туда стреляет противник. Флот каждого игрока состоит из 10 судов: одного 4-палубного (танкер), двух 3-палубных (линкоры), трех 2-палубных (эсминцы) и четырех 1-палубных (катера). Размещать их в своей акватории следует так, чтобы между ними оставалась как минимум 1 клетка в любом направлении.
Поле справа – противника. Туда нужно стрелять и отмечать попадания по его флоту, окружая потопленные вражеские корабли точками (там все равно не будет судов).

Бьют по очереди, целясь в клетки, например, «Г-5». При попадании в него игрок говорит «Ранен», и противник стреляет еще раз. Если корабль обстреляли полностью, игрок говорит «Убит».

Можно немного усложнить игру, помимо флота разместив в акватории 1-2 мины, при попадании на которые противник обязан открыть одну клеточку своего корабля.

Виселица

Продолжая разбойничью тему, вспомним и эту веселую игру, цель которой – определить загаданное слово.

Ведущий загадывает длинное слово, например, «достопримечательность» и пишет на листке конечные буквы, обозначая подчеркиваниями их количество:

«Д_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _Ь».
Другой игрок начинает отгадывать слово, называя буквы. Если такая в слове есть, ее вписывают, в противном случае она пишется рядом со словом (чтобы не повторяться), а к виселице пририсовывается очередной элемент (по порядку!) – и так каждый раз при неправильно названной букве: сначала сама виселица, а потом и повешенный человечек (см. рисунок). Цель игрока – разгадать слово до того, как виселица будет нарисована полностью, и самому стать ведущим.

Ладошки

Большим преимуществом для малышей будет повышение навыков концентрации внимания и повторение чисел.

Игрокам раздаются клетчатые бумажные листки, где они обводят карандашом свою ладонь. Если вы играете с ребенком, то выберите либо его ладошку, либо свою, чтобы размер игрового поля несильно отличался – иначе будет нечестно!

Внутри ладошки каждый игрок расставляет числа от 1 до бесконечности (смотря до скольких может считать ребенок и какое время планируется потратить на игру). Можно крутить лист, как душе угодно, ставить числа любого размера в любом месте, кверху тормашками и вбок – как угодно, но только в пределах ладошки, и чтобы они были хорошо читаемыми.
Игроки меняются листками, и первый участник называет любое из чисел внутри ладошки. Пока второй пытается его найти на своей бумажке, первый быстро заполняет все клеточки вне ладошки плюсиками или крестиками. Когда второй игрок находит цифру, он обводит ее в кружок и сам загадывает противнику любое число из ладошки, начиная заполнять клеточки на своем листке. Цель каждого игрока – быстрее соперника заполнить все свободные клетки.

Типография (или словобой)

Игроки выбирают длинное слово, причем желательно, чтобы в нем было много разных букв. За 1 минуту из него требуется составить как можно больше коротких слов. Возьмем, к примеру, любимую многими «энциклопедию»: тут вам и «клоп», и «цикл», и «полдник», и еще 623 (!) реально существующих слова.

Когда время заканчивается, один из игроков (их может быть и несколько) начинает зачитывать свои слова, а остальные вычеркивают их из своего списка. Далее второй игрок называет невычеркнутые варианты из своего списка, и так до последнего участника. Каждое незачеркнутое слово равно 1 баллу. Побеждает тот, кто наберет больше всего очков.

Балда

Прелесть этой игры в том, что в ней может участвовать любое количество игроков, даже один!

На клетчатом листке рисуется поле 5х5, 7х7 и т.д. В центре пишется слово из соответствующего количества букв (лучше выбирать то, в котором буквы достаточно распространенные – без «ъ», «ю» и других редких представителей). Сбоку от поля чертится табличка с именами игроков, придуманными словами и количеством баллов (букв в них).

Смысл игры заключается в составлении новых слов путем добавления к имеющимся буквам одной дополнительной. Слово может быть прочитано в произвольном направлении за исключением диагонального.
Игра считается завершенной, когда не остается свободных клеточек или игроку не приходит в голову ни одно новое слово. Подсчитывается число баллов, выигрывает тот, кто собрал больше очков.

Футбол

Для этой игры потребуются карандаши двух цветов – для каждого игрока свой.

Чертится прямоугольное поле, точкой отмечается его центр. Ворота помещаются с двух сторон и обычно имеют в длину 6 клеток.

Игроки бьют по очереди, начиная из середины поля, на длину 3 клеток в любом направлении, включая диагональное (причем необязательно прямое, можно делать «обводы»). Очередной удар осуществляется с той точки, где противник закончил движение в прошлый ход.

Важное правило: линия удара не должна соприкасаться с уже нарисованными линиями и границами футбольного поля, иначе противник пробивает штрафной – 11 клеток по направлению к воротам соперника (в этом случае пересекать имеющиеся линии можно, но поворачивать удар нельзя – бьют строго по прямой).
Любой удар, который пересек линию ворот соперника, считается голом.

Можно победить по очкам или заманив соперника в ловушку, когда он не сможет сделать ни одного хода (в этом случае можно договориться о ничьей или о проигрыше – на выбор участников).
Квест на день рождения
Выберите квест для игры дома из коллекции 60+ готовых квестов

Ход конем

В эту игру можно играть даже в гордом одиночестве.

Чертится квадратное поле, выбирается произвольная стартовая точка, и на ней ставится цифра 1. Далее совершаются ходы конем (т.е. буквой Г, как в шахматах) на свободные клетки, поочередно заполняя их последующими числами по порядку (если поле 5х5, то до 25, если 6х6 – до 36 и т.д.). Цель – заполнить все поле, не оставив ни одной свободной клеточки.

Кстати, алгоритм заполнения произвольного поля подобным образом разрабатывал еще в далеком XVIII веке великий математик Леонард Эйлер, так что можете сами убедиться, что подобные игры занимали выдающиеся умы во все времена!
Вот в такие игры можно играть на простом листе в клеточку без участия смартфонов и других гаджетов. Также, как и в наши квесты, которые сплочают детей и позволяют отвлечься от электронных устройств.

Квесты на бумаге

Получайте рассылку 2-3 раза в месяц
Рассказываем о новых квестах, отправляем оригинальные домашние игры и интересные статьи для развития детей.
Нажимая кнопку, я подтверждаю политику конфиденциальности