Как научить ребенка читать

06 НОЯБРЯ 2023 г.
Что может быть чудеснее, чем целый час тишины, который подарил родителям сорванец, увлекшийся книгой. Но прежде чем приучить к чтению, этому надо обучить. Когда же лучше начинать занятия и с чего?

Во многих школах умение читать стало обязательным вступительным условием, и родители стараются отдать малышей на курсы раннего развития чуть ли не с рождения. Но современные исследования детских психологов единогласно твердят о том, что начинать знакомство с чтением нужно не ранее 4 лет. Оптимальным является старший дошкольный возраст, т.е. 5-6 лет.

Как только решение принято, родители тут же бросаются с места в карьер и часами зубрят с малышом скучные звуки и их сочетания: надо – значит надо! А потом удивляются, что ребенка ремнем не заставить взять в руки книгу, даже удивительно интересную. Давайте мы расскажем вам, как грамотно и мягко подтолкнуть дошкольника к чтению и не выработать при этом стойкую нелюбовь к книгам.

Не рановато ли?

Допустим, ребенок достиг возраста 5 лет, но обучение так и не сдвинулось с места. Так, может быть, он еще психологически не готов к этому? Давайте проверим! Для успешного обучения чтению нужно, чтобы малыш обладал следующими базовыми навыками:
  • говорил предложениями;
  • понимал смысл того, что он сам произносит и что говорят ему;
  • свободно ориентировался в пространстве, знал 4 главных направления: вверх, вниз, влево, вправо;
  • обладал фонематическим слухом (умел на слух отличать «кот» от «год», «дом» от «том» и т.п.)
  • ему не нужна помощь логопеда в корректировке произношения – все звуки проговариваются правильно.
Если у ребенка наблюдаются нарушения речи, то впоследствии они могут стать причиной проблем с чтением и письмом. Ранняя диагностика речевых патологий зачастую позволяет устранить их без каких-либо последствий.

Как подготовить ребенка к чтению

Прежде, чем приступать к урокам, нужно убедиться, что малыш обладает хорошим чувством ритма. Всячески развивайте его, побуждая танцевать или просто двигаться под музыку и хлопать в ладоши в ритм любимой песне или считалочке. Купите ему барабан или бубен. Вначале это будет в форме повторений за родителями, а потом придет осознание ритма, и ребенок самостоятельно включится в процесс.

Особое внимание следует уделить развитию фонематического слуха. При помощи следующих несложных упражнений можно помочь ребенку слышать и потом правильно воспроизводить звуки, корректно идентифицируя их.

Занятие 1

Рассмотрите простые слова вроде «мама» и «кот». Объясните, что слова состоят из букв (и перечислите, какие входят в состав этих слов). Начинается слово «кот» со звука «к», заканчивается звуком «т», а внутри прячется звук «о». Следите за своей артикуляцией и отчетливо проговаривайте согласные, а гласные старайтесь тянуть. Очень быстро узнавание и умение различать звуки дойдут у малыша до автоматизма.

Просите его называть звуки, стоящие в начале и в конце слова, которые вы произнесли вслух (пока работа идет исключительно на слух, не на письмо). Потом пусть назовет все звуки по порядку, увеличьте длину слова, постепенно усложняя упражнение.
Детективный квест - поиск подарка
Почувствуйте себя детективом, чтобы отыскать подарки

Занятие 2

Произнесите звук и попросите малыша вспомнить и назвать слово, которое с него начинается.

Занятие 3

После того, как с предыдущими двумя упражнениями ребенок стал справляться легко и непринужденно, предложите ему поиграть в слова, когда следующее начинается на последнюю букву предыдущего: МосквА-АмстердаМ-МосквА-АмстердаМ-…

Занятие 4

Выберите один звук и попросите ребенка хлопать в ладоши (или поднимать вверх руку) каждый раз, когда он его услышит. Первая цепочка состоит из отдельных звуков, а вторая, более сложная, – из слов, которые содержат этот звук. Правильное выполнение данного упражнения свидетельствует о высоком уровне фонематического слуха. Вы можете смело приступать к обучению.

Несложные правила, которые помогут быстро научить малыша читать

Главное – запаситесь терпением! И вперед…

Не только дурной пример заразителен!

Если ребенок постоянно видит родителей читающими книги, тяга к чтению у него возникнет вначале как подражание объектам любви, но очень скоро превратится в полноценную хорошую привычку, приносящую массу удовольствия.

Совместное чтение – лучшее решение!

Постарайтесь как можно чаще читать малышу вслух и вдвоем разглядывать иллюстрации, обсуждая, какой момент книги на них изображен.

Учите произношение звуков, а не букв

Если малыш сначала выучит названия букв («ка», «эм», «эл» и пр.), ему придется переучиваться, а это в разы тяжелее. Поэтому сконцентрируйте его внимание на произношении звуков, которые они обозначают. Тогда вместо «эм-а-эм-а» он прочтет привычное «мама».
Квест про пиратские сокровища
Отправляйтесь в на остров, чтобы отыскать золото пиратов

Двигайтесь от простого к сложному

После запоминания нескольких гласных и согласных букв и звуков (2-5 шт.) начинайте их комбинировать и предлагать ребенку прочесть повторяющиеся слоги: на-на, па-па, ля-ля. Причем сразу же делайте упор на том, что это читается «МА», а не «буква М и буква А, которые вместе образуют слог МА», чтобы не стимулировать пагубное побуквенное чтение. Когда вы закрепили одинаковые слоги, переходите к сложным словам: ко-м, лу-к.

Контролируйте понимание смысла

Когда ребенок научился читать по слогам слова и даже небольшие предложения, обязательно уточняйте, понял ли он, что сейчас прочел. Возьмем фразу «У Шуры шары». Уточните у малыша, о чем идет речь. Если он не воспринимает смысл, пусть прочтет чуть медленнее, а вы потом зададите наводящие вопросы: «Что у Шуры?» и «У кого шары?»

Играйте

Используйте любую возможность, чтобы поиграть со смыслом. Стройте слова-паровозики из кубиков с буквами, составляйте знакомые буквы из счетных палочек, макаронин, рисуйте их палками на снегу, сапожками в грязи и босыми ногами в дорожной пыли. Загадайте по букве и соревнуйтесь на время, кто найдет больше своих букв на дорожных знаках, рекламных щитах, информационных стендах, номерах машин и пр. Не пропускайте ни одной вывески, а особым шиком будет чтение бегущих рекламных строк! Просите ребенка в магазине помочь прочесть название товара и почаще «забывайте дома очки» – это придаст особой серьезности и ответственности действиям малыша и поможет ему почувствовать всю важность умения читать.

Кстати, существует множество упражнений, помогающих легче запомнить буквы:
  • заштриховать букву;
  • раскрасить ее;
  • найти, где на рисунке прячется буква, и пр.

Тренируйтесь везде

Любая очередь или длительная поездка могут стать прекрасной возможностью, чтобы почитать книжку, которую вы предусмотрительно захватили из дома. Пусть это будут коротенькие веселые рассказы или интересные истории, но обязательно с картинками.

Развивайте ассоциативное мышление

«А» – аист, «Б» – бегемот, «В» – волк…

Причем старайтесь подобрать изображение (или нарисовать) так, чтобы аист действительно стоял в форме буквы А, а волк изогнулся в букву В. Красочные визуальные ассоциации для детей гораздо понятнее, чем долгое и нудное заучивание абстрактных символов. А в конце попросите малыша рассказать, на что, по его мнению, похожа эта буква. Совсем необязательно, чтобы слово на нее начиналось – просто поиграйте в ассоциации.

Не заставляйте!!!

Это, наверное, самое главное правило! Никаких слёз и ругани. Начнете нервничать вы – и малышу сразу же передастся ваше состояние. Не получается? Значит, ребенок устал. Переключите внимание на игру и вернитесь к занятию чуть позже, но только не через силу. Хвалите и еще раз хвалите, даже за мелочи – и тогда любовь к чтению прорастет в нем очень быстро.

Читайте и играйте в квесты

Получайте рассылку 1-2 раза в месяц
Рассказываем о новых квестах, отправляем оригинальные домашние игры и интересные статьи для развития детей.
Нажимая кнопку, я подтверждаю условия договора-оферты и политику конфиденциальности