Старшие дошколята могут научиться основным упражнениям и повторять их в отсутствие взрослого. К примеру, расслабление кисти и пальцев после утомительной работы в прописях или долгой лепки пластилина, активные движения замерзшими пальчиками или театр теней для младшей сестрички.
Сами упражнения должны быть более сложными, направленными не только на развитие мелкой моторики и расслабление (эмоциональное и физическое), но и на раскрытие творческого потенциала. Здесь должны гармонично сочетаться сразу несколько функций:
- наращивание словарного запаса;
- развитие мелкой моторики;
- подготовка руки к школе (правильная постановка кисти, тренировка мышц, повторение основных понятий вроде формы, цифр и пр.);
- избавление от стресса;
- расслабление мышц рук.
На этом этапе также активно применяют дополнительные приспособления: массажные шарики, различные карточки и т.д. Несмотря на достаточно сознательный возраст, взрослые должны внимательно следить за временем и не превышать положенного лимита: максимум 5 мин, перемежающиеся обязательными перерывами на отдых или самомассаж кистей и пальцев рук.
Многим детям нравится развлечение «Пальчиковый Твистер»: всеми любимая игра, но не для ног, а для пальцев рук. Рисуете на листе бумаги по кругу несколько квадратов разного цвета. Крутите барабан, выпадает два цвета, на которые и нужно поместить пальцы одной руки. Причем скорость у «ручного» варианта гораздо выше, чем у «ножного», что отлично тренирует реакцию и внимание малыша.
А тем детишкам, у кого диагностировано отставание в развитии, пальчиковая гимнастика рекомендована в обязательном порядке. Стимуляция нейронов помогает включить речевой центр и активировать угнетенные функции нервной системы, устранить гиперактивность и обеспечить ребенку нормальное развитие в соответствии с его возрастом.