Пальчиковая гимнастика для детей

Помните, какое удовольствие доставляет малышу «Сорока-ворона»? А ведь нежное поглаживание ладошки и загибание пальчиков – это не просто очередной способ развеселить ребенка. Подобные упражнения оказывают бесценный развивающий и общеукрепляющий эффект.

Пальчиковая гимнастика представляет собой упражнения в игровой форме, которые задействуют кисти и пальцы ребенка и способствуют усовершенствованию мелкой моторики. А она в свою очередь отвечает за гармоничное развитие речевых навыков и мышления.

Эти игры просты и не отнимают много сил и времени. Зачастую они проходят под аккомпанемент веселых стишков или просто ритмичной речи.

Мнение ученых

Великий древнегреческий ученый Аристотель называл руку «инструментом всех инструментов», а немецкий философ эпохи Просвещения Иммануил Кант говорил о ней, как о подобие внешнего мозга. Советский педагог-новатор Сухомлинский высказывал предположение, что разум ребенка сосредоточен на кончиках пальцев, и это полностью подтверждают современные исследования.

Пальчиковую гимнастику как специфическое направление педагогики признали еще в XIX веке. Немецкий просветитель Фридрих Фребель, посвятивший свою деятельность дошкольному воспитанию, отводил пальчиковым играм важную роль в педагогическом процессе и даже включил их в развивающую программу учрежденных им детских садов. В то время ни о каком теоретическом обосновании подобных утверждений не могло идти речи – Фребель основывался лишь на практическом опыте и интуиции. Но именно ему принадлежит предположение, что лучшим методом обучения малышей является выявление зависимости между телом ребенка и восприятием звуков и смысла слов.

Немножко науки

Основываясь на предположениях и практическом опыте ученых прошлого, современные невропатологи провели в дошкольных учреждениях ряд исследований зависимости умственного развития ребенка от его анатомических особенностей.

В результате опытов они пришли к выводу, что развитие мышления непосредственно связано с движением рук, а польза пальчиковой гимнастики обусловлена специфическим расположением долей в головном мозге.

Выяснилось, что речевой и двигательные центры мозга находятся настолько близко, что ритмические движения кистями и пальцами приводят в действие нейроны не только двигательного, но и речевого центра. Подобные движения руками стимулируют координацию работы лобных и височных долей. При этом действия правой кистью активирует левое полушарие, и наоборот.

Получается, что руки у ребенка выполняют не только двигательную функцию (трогать и брать предмет), но также функцию органов познания – в мозг поступает новая информация от тактильных ощущений, сохраняется там и используется в будущем для припоминания и сравнительного анализа.
Детективный квест - поиск подарка
Почувствуйте себя детективом, чтобы отыскать подарки

Польза пальчиковой гимнастики

Развивает мелкую моторику. Регулярные занятия повышают подвижность и гибкость маленьких пальчиков и всей кисти, существенно улучшая координацию.

Развивает внимание. Отслеживая правильность отработки упражнений, ребенок учится концентрироваться на кончиках пальцев, запоминать последовательность движений и правила их выполнения.

Речевое развитие. Здесь большую роль играет и стимуляция речевого центра, и непосредственное общение со взрослыми, которое знакомит его с новыми словами и речевыми конструкциями.

Тренировка краткосрочной и долговременной памяти. Различные стихи и прибаутки, которыми сопровождаются игры, постепенно откладываются в памяти ребенка. Со временем он начитает ассоциировать ритмичные слова с определенными движениями пальцев и сам начинает проговаривать их.

Развивает воображение и раскрывает творческий потенциал. Знакомство с устным народным творчеством в игровой форме прививает у малыша любовь к литературе и помогает проявить свои творческие способности.

Укрепляет здоровье. Стимуляция акупунктурных точек, находящихся на ладони и пальцах, позволяет воздействовать на связанные с ними внутренние органы, способствуя повышению иммунитета и профилактике различных заболеваний.

Знакомит со счетом. Играя, дошколята знакомятся с цифрами, которые присутствую во многих считалочках пальчиковых упражнений, и обучаются счету на пальцах.

Подготавливает руку к письму. Эта гимнастика является по сути одним из видов массажа, который стимулирует мышцы руки. Пальцы становятся более гибкими и сильными, что облегчает в дальнейшем правильную постановку карандаша в руке.

Закрепляет пространственные понятия. Многие пальчиковые игры требуют от ребенка координации движений обеих рук, что помогает пониманию положения сверху/снизу/справа/слева.

Формирует уверенность. Психологи доказали, что поглаживание и похлопывание по кистям рук вызывает у ребенка чувство уверенности.

Успокаивает. Нежные тактильные ощущения и близость родного человека помогают ребенку забыть о любых неприятностях, расслабиться и прийти в приподнятое расположение духа.

Как видите, комплексное воздействие пальчиковой гимнастики направлено на развитие ребенка в умственном, творческом, эмоциональном, социальном и многих других направлениях. Причем полезна она для детей самых разных возрастов: от младенческого до школьного.

Польза для малышей 1,5-3 лет

  • Речевое развитие.
  • Совершенствование артикуляции.
  • Повышение внимания (непрерывное слежение за предметом).
  • Знакомство с ритмом.
  • Оттачивание координации.
  • Тренировка навыка копирования взрослых.
  • Психическое и эмоциональное развитие.

Польза для средних дошколят 4-5 лет

  • Улучшение мелкой моторики.
  • Тренировка ассоциаций слова и действия.
  • Массаж и устранение напряжения кистей и пальцев.
  • Тренировка непроизвольного внимания.
  • Пополнение словарного запаса.
  • Стимуляция речи.
  • Формирование психологических процессов.

Польза для старших дошкольников 5-6 лет

  • Подготовка к будущему обучению в школе (постановка и укрепление мышц руки).
  • Пополнение словарного запаса.
  • Раскрытие творческого потенциала.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Побуждение к познанию нового.

Правила пальчиковых упражнений

Вот несколько нехитрых правил, которые нужно соблюдать:
  1. Не принуждайте ребенка к занятиям, а вызовите его интерес.
  2. Зарядите его своей увлеченностью и радостью.
  3. Полностью посвятите себя занятиям с ребенком, не отвлекаясь на посторонние заботы.
  4. Объясните последовательность действий в форме, доступной для малыша.
  5. Не перегружайте ребенка. Если он сам не попросит продолжения, достаточно 1-2 игр в день.
  6. Хвалите за каждое достижение и не отчитывайте за неудачи.
  7. Двигайтесь от простого к более сложному. Со временем малышу можно предлагать повторить стишок-сопровождение вместе с вами. Запоминание, проассоциированное с движениями пальцев, пойдет гораздо быстрее, чем простое заучивание.

Как делать пальчиковую гимнастику

Главное – выбирать упражнения в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями малыша. Заниматься можно в любом удобном месте, дома, в транспорте – да где угодно. Лучше, если гимнастику будет делать один из родителей или какой-то близкий малышу человек (или хотя бы находиться рядом).
Квест про пиратские сокровища
Отправляйтесь в на остров, чтобы отыскать золото пиратов

Игры для самых маленьких

Пальчиковые игры можно вводить, когда младенцу исполнится полгода. В этом возрасте они ограничиваются легкими поглаживаниями и массажем пальчиков. Взрослый аккуратно сгибает и разгибает их, периодически растирая.

На первых порах движения за ребенка осуществляет взрослый. Со временем ручки малыша крепнут, он запоминает упражнения и начинает самостоятельно их повторять.

Игровой формат добавляет занятиям веселья, а тактильные ощущения стимулируют работу мозга малыша. Поэтому младенцам так полезно щупать различные текстуры: мех, песок, крупу, воду и пр. В этом возрасте познание окружающего мира происходит преимущественно через осязание.

Упражнения для детей 1-3 лет

Для малышей младшего дошкольного возраста игры с пальчиками считаются особенно эффективными. На данном этапе можно ограничиться массажем и растиранием пальцев и ладоней, при необходимости подключая воздействие на акупунктурные точки. Также можно просить ребенка самостоятельно повторять движения пальчиками вслед за взрослым. Пока что упражнения задействуют каждую руку поочередно.

Длительность первых занятий не должна превышать 1 мин, со временем ее можно увеличить до 3-5 мин. Для более активного запуска речи будет полезно использовать логопедическую картотеку.

В младшем дошкольном возрасте гимнастику начинают сопровождать забавными потешками и стишками, недлинными и достаточно простыми для восприятия, чтобы ребенок мог легко их запомнить и потом повторять вместе с родителями.

Гимнастика для детей 4-5 лет

В среднем дошкольном возрасте можно смело вводить упражнения обеими руками, по возможности присоединяя вспомогательные предметы – шарики су-джок, пальчиковые куклы и пр.

Используются также и различные дидактические материалы:
  • тематические карточки с изображением предметов, действий, форм и пр.;
  • схемы или логопедические лабиринты, где нужно повторить орнамент движением пальцев;
  • картинки, иллюстрирующие то, о чем говорится в сопроводительной потешке или песенке (сорока, роли в семье и пр.).

Помимо точности воспроизведения нужных движений и слов необходимо следить за тем, как ребенок концентрирует внимание и понимает смысл задания.

Особое удовольствие детям 4-5 лет доставляет театр теней, когда пальчики складываются в определенную фигуру, тень от которой напоминает старушку, волка, птичку и т.д. Можно даже целый простенький спектакль устроить! А если представление будет сопровождаться разученными стихами и песенками, то радости просто не будет предела.

Комплекс упражнений для детей 5-6 лет

Старшие дошколята могут научиться основным упражнениям и повторять их в отсутствие взрослого. К примеру, расслабление кисти и пальцев после утомительной работы в прописях или долгой лепки пластилина, активные движения замерзшими пальчиками или театр теней для младшей сестрички.

Сами упражнения должны быть более сложными, направленными не только на развитие мелкой моторики и расслабление (эмоциональное и физическое), но и на раскрытие творческого потенциала. Здесь должны гармонично сочетаться сразу несколько функций:
  • наращивание словарного запаса;
  • развитие мелкой моторики;
  • подготовка руки к школе (правильная постановка кисти, тренировка мышц, повторение основных понятий вроде формы, цифр и пр.);
  • избавление от стресса;
  • расслабление мышц рук.

На этом этапе также активно применяют дополнительные приспособления: массажные шарики, различные карточки и т.д. Несмотря на достаточно сознательный возраст, взрослые должны внимательно следить за временем и не превышать положенного лимита: максимум 5 мин, перемежающиеся обязательными перерывами на отдых или самомассаж кистей и пальцев рук.

Многим детям нравится развлечение «Пальчиковый Твистер»: всеми любимая игра, но не для ног, а для пальцев рук. Рисуете на листе бумаги по кругу несколько квадратов разного цвета. Крутите барабан, выпадает два цвета, на которые и нужно поместить пальцы одной руки. Причем скорость у «ручного» варианта гораздо выше, чем у «ножного», что отлично тренирует реакцию и внимание малыша.

А тем детишкам, у кого диагностировано отставание в развитии, пальчиковая гимнастика рекомендована в обязательном порядке. Стимуляция нейронов помогает включить речевой центр и активировать угнетенные функции нервной системы, устранить гиперактивность и обеспечить ребенку нормальное развитие в соответствии с его возрастом.

Квесты для самых маленьких

Получайте рассылку 1-2 раза в месяц
Рассказываем о новых квестах, отправляем оригинальные домашние игры и интересные статьи для развития детей.
Нажимая кнопку, я подтверждаю политику конфиденциальности