Правила ребусов

20 АПРЕЛЯ 2023 г.
Не секрет, что дети просто обожают всяческие головоломки и шарады. Победить, на первый взгляд, непонятный ребус очень непросто – для этого надо приложить все свое воображение, логику и нестандартный взгляд на привычные вещи. Но стоит один раз понять главные принципы, которым надо следовать в разгадывании этих головоломок, как все сразу становится ясно и понятно.

Сегодня мы расскажем, кто придумал ребус, как помочь ребенку правильно отгадать шараду и как самим составить для него интересное задание в картинках.

Откуда к нам пришел ребус

Ребус представляет собой головоломку, созданную при помощи изображений предметов без использования слов (с лат. – «Non verbis sed rebus»).

Их создателями можно смело считать первобытных людей, которые часто общались с окружающими, используя примитивные иероглифы. Не стоит забывать и про древних египтян, придумавших в III-IV тысячелетии до н.э. свою систему изображений слов и цифр.

Развлекать народ, загадывая друг другу веселые шарады при помощи картинок, придумали жители средневековой Франции. Ребусами в то время называли уличные выступления бродячих актеров. Ваганты в шутливой и ироничной форме при помощи велеречивых оборотов стремились посмеяться над пороками, отрицательными чертами и дурными поступками богатеев. Знатным особам, ясное дело, это категорически не понравилось, поэтому они сделали все возможное, чтобы в XVI веке комедианты были официально запрещены.

Простые обыватели остались без театральных представлений, но не без ребусов, которые ушли в народные массы и стали передаваться в устной форме, превратившись в остроумную и веселую игру слов. Жители начали придумывать рисованные головоломки, состоящие из букв, цифр и различных изображений, но без запятых и зачеркиваний – эдакие прапрадедушки современных ребусов. Обозначения объектов в то время не вели к слову-разгадке: они просто похоже звучали.
Эти шарады стали настолько популярным развлечением на досуге, что уже в середине XVI века французские печатники выпустили первый в истории сборник ребусов за авторством Этьена Табуро. Этот известный собиратель и автор анаграмм и акростихов составил книгу из веселых рассказов, которые сопровождались соответствующими изображениями. Тираж сборника разошелся в кратчайшие сроки, а сами ребусы со временем распространились далеко за пределами Франции, покорив англичан, итальянцев и немцев.

Отдельного упоминания заслуживают ребусы, при помощи которых до детей пытались донести религиозные постулаты. В конце XVIII века в Англии увидела свет детская Библия. Для простоты понимания и прочтения детьми иллюстратор Томас Бьюик заменил многие сложные утверждения картинками. Детям очень понравилась подобная подача скучных церковных догм, а их родители по достоинству оценили религиозное рвение своих чад. Примерно в это же время в Америке Исайя Томас выпустил аналог этой детской Библии, где содержалось еще больше иллюстраций. К середине XIX века ребусы распространились по всему миру, причем как в религиозной жизни, так и в быту. Ими украшали ворота, входные двери и даже вывески на различных заведениях.

В России ребусы впервые напечатали в 1845 году в издании «Иллюстрация», а спустя сорок лет начал издаваться еженедельник «Ребус». Журнал получил широкое распространение, ведь за правильные ответы издание предлагало ценные призы. Начиная с этого момента, триумфальное шествие ребусов по нашей стране было уже не остановить.

А теперь давайте обратимся к самим ребусам…

Общие правила составления ребусов

  • Кодировать можно не просто слово, но и целую фразу: пословицу, загадку или известную цитату.
  • Шифруемое слово (или фраза) делится на составные части, которые можно представить в виде картинки и дополнительных знаков.
  • Разгадывать следует так же, как мы читаем: слева направо. Иногда можно встретить варианты загадок, которые читаются сверху вниз.
  • Знаки препинания (кроме запятых и апострофов) не используются.
  • Если зашифровано единственное слово, то оно должно иметь форму именительного падежа и единственного числа.
  • Одно из главных правил составления ребуса – однозначность. Второй возможной трактовки всего изображения присутствовать не должно.

Приемы, используемые при составлении ребусов

1. Закодированная вещь, животное или другой объект может обладать не одним названием: «нога»=«конечность»=«лапа», «очи»=«глаза» и пр. Также оно может означать как частность, так и собирательный образ, к примеру, «растение»-«трава» или «ягода»-«малина». При выборе подходящего значения нужно быть очень внимательным.
2. Иногда в ребусе требуется использовать лишь часть изображенного слова. Тогда употреблением запятой регулируют количество оставшихся нужных букв. Если нужно убрать буквы в начале, то перед картинкой ставится нужное количество запятых (обычно, по центру или вверху). Если требуется убрать некоторое количество букв в конце, то соответствующее число запятых рисуется после картинки (также по центру или сверху).
3. Если одна или несколько букв изображены внутри какой-то буквы, то их названия произносят, используя предлог «в». Например, «ДИ-в-О» или «в-О-ЛОС». Пусть ребенок попробует прочитать ребус в разные стороны – посмотрим, в каком случае получится нужный вариант.
4. Если одна или несколько букв состоят из какой-то другой буквы (или буквосочетания), то их произносят, используя предлог «из». К примеру, «из-ГИ-Б» или «Л-из-УН».
5. В случае, если буквосочетание или какая-то вещь располагаются сзади буквы или другого объекта, то при произношении используют предлог «за». Например, «за-С-ОВ» или «ФА-за-Н».
6. Если буквосочетание или объект располагается снизу другой группы букв или объектов, то в зависимости от ситуации используются предлоги «под», «на» или «над». К примеру, «под-Л-ИЗА» или «З-на-К».
7. В случае, если по всей поверхности буквосочетания или отдельной буквы равномерно располагается другая буква или их группа, то используют предлог «по». Например, «ТО-по-Т», или «по-Я-С».
8. Если рядом с одной буквой или их группой располагается другая, как бы прислонившись к ней, то используют предлог «у». К примеру, «у-ХО-Д» или «Г-у-Л».
9. Если на картинке мы видим перевернутый кверху тормашками объект, значит его название следует читать задом наперед. К примеру, «ВОРОН»-«НОРОВ» или «КЛОП»-«ПОЛК».
10. Если рядом с изображенным объектом стоит какая-то перечеркнутая буква, значит из названия предмета нужно исключить все аналогичные буквы. Если рядом с перечеркнутой буквой или над ней стоит другая, это означает, что вместо перечеркнутой нужно вставить стоящую рядом букву. Иногда буква не зачеркивается – вместо этого между ними ставят знак «равно».
11. Если над изображением расположено несколько цифр, это указывает на следующее: угадываем название объекта на ребусе, присваиваем буквам в его названии порядковые номера от 1 до… конца и из букв, которым соответствуют написанные сверху картинки цифры, составляем отгадку ребуса. Причем использоваться могут не все цифры слова, а лишь часть.
12. Если на картинке присутствует стрелка, которая указывает на определенную деталь рисунка, это значит, что в качестве слова-основы берется название данной детали. Вместо стрелки деталь может быть обведена в кружок или выделена каким-либо другим способом.

Тренировка отгадывания ребусов

А теперь потренируйтесь и разгадайте 3 ребуса. Если разгадаете все, то пришлите разгадки на почту qd@questdoma.ru, мы подарим вам промокод 20% на покупку любого из наших квестов.

Квесты - это не только ребусы

Получайте рассылку 1-2 раза в месяц
Рассказываем о новых квестах, отправляем оригинальные домашние игры и интересные статьи для развития детей.
Нажимая кнопку, я подтверждаю условия договора-оферты и политику конфиденциальности